Самоконтроль – это способность контролировать эмоции, мысли, поведение. Благодаря самоконтролю действия становятся осмысленными, выверенными. Взрослые люди имеют сформировавшуюся психику, опыт, поэтому могут обуздать эмоции. А как научить ребенка самоконтролю? Давайте разбираться вместе!
Учим ребенка самоконтролю
Самоконтроль начинает формироваться в дошкольном возрасте. Это длинный и тернистый путь, который Вы должны помочь пройти малышу. Кто, если не мама с папой направят, подскажут, поддержат?
Самоконтроль напрямую связан с дисциплиной. Без первого невозможно второе. Вы задумывались, почему маленькие дети непослушные? Ответ прост – они себя слабо контролируют и не способны прикладывать усилия, чтобы преодолеть свои желания. Фраза «посиди 5 минут» для трехлетнего ребенка пустой звук. Он не имеет ни малейшего представления о том, сколько эти 5 минут продлятся и уж точно не будет сидеть спокойно. Он просто не может управлять своим поведением. Те немногие дети, которые способны посидеть спокойно, делают это благодаря темпераменту, а не самоконтролю.
Нужно понимать, что малыш не слушается Вас не специально! Вокруг столько отвлекающих факторов: красивый камушек лежит, птичка пролетела, листик с дерева упал и пр. Ну как тут удержаться и не начать исследовать интересующий объект! Дети настолько увлекаются конкретной ситуацией, что не способны ее контролировать, их поведение становится произвольным.
После трех устанавливаются первые причинно-следственные связи. Ребенок начинает осознавать, что невыполнение правил приводит к определенным последствиям (не убрал игрушки – не посмотрел мультик), у него появляется мотивация соблюдать существующий в семье режим (съел суп – пошел гулять).
Когда доводы бессильны...
Взрослым кажется, что если ребенок умеет разговаривать, то он должен воспринимать полученную информацию и следовать указаниям.
Однако поведение дошкольника не подчиняется инструкциям. Он может начать выполнять поручение, но отвлечься в любой момент. Именно поэтому нам приходится много-много раз повторять одно и то же, рассказывать, как себя вести:
«Не прыгай на кровати. Уже поздно - малыши легли спать!»
«Не трогай грязный забор. Сейчас опять руки в рот потащишь, и все микробы будут там».
Нужно понимать, что маленькие дети слабо воспринимают эти пламенные доводы.
Полезные советы
- Используйте практические методы: проигрывайте различные ситуации. Пусть кукла возьмет в рот грязные пальчики и у нее заболит живот. Наглядный пример более эффективен.
- Старайтесь создать вокруг ребенка такие условия, чтобы у него не возникало искушения делать «неправильные вещи». Например, в больнице малыш может шуметь не из вредности, а от скуки. Значит, нужно его занять – почитать книгу, поиграть в простые игры.
- Перед сном создайте умиротворяющую атмосферу, исключите подвижные игры, включите расслабляющую музыку, займитесь спокойным делом.
- Позвольте крохе пережить эмоции, прочувствовать их. Не запрещайте плакать, сердиться, учите спокойно реагировать на ошибки. Акцентируйте внимание на переживаниях ребенка при помощи активного слушания (проявите участие, отражайте его чувства в разговоре – это поможет наладить контакт): «Я вижу, ты расстроен, я понимаю тебя. Почему ты грустишь? Что ты чувствуешь?» Дайте малышу понять, что есть множество вариантов решения проблемы, обсудите их вместе. Важно научить чадо осмысленно и адекватно реагировать те или иные ситуации.
Игры для развития самоконтроля
Как же научить ребенка трех лет самоконтролю? Конечно, это навык лучше всего формируется в игре!Что делает игру более эффективной?
- Простота правил. Правила должны соответствовать возрасту, быть понятными и простыми (поднять руки по хлопку; побежать по свистку; передать предмет по цепочке и т.п.)
- Принцип подражания. Желательно играть с группой детей. Они смотрят на поведение друг друга и гораздо быстрее усваивают правила игры.
- Интересный сюжет. В сюжетно-ролевых играх ребенку гораздо легче контролировать себя, потому что им движет интерес, значит, есть мотивация соблюдать правила игры.
- Осмысленное действие. Помогите крохе осмыслить действие, по ходу игры задавайте наводящие вопросы: «Что ты делаешь? А зачем ты это делаешь? А что у тебя получится в итоге?» «Ты строишь дом? А кто в нем будет жить?
1. «Сигнал к действию»
Покажите ребенку несколько картинок и попросить назвать, что на них изображено, только сделать он это должен не сразу, а по сигналу (хлопок, свист, счет до 3-х и т.п.).Кроха в такой игре учится сдерживать свой порыв и контролировать действие.
2. «Зайка спрятался»
Разыграйте сюжет: зайка на глазах детей прячется от волка и просит не выдавать его, иначе волк его съест. Приходит волк, ищет зайца и обращается к малышам за помощью. Конечно, большинство детей будут не в состоянии сдержаться и укажут волку на укрытие. Напомните им еще раз, что нужно спасти зайку, а, значит, волку нельзя рассказывать, куда тот спрятался. Для большей наглядности поднесите палец ко рту и скажите «тссссс». Проиграйте ситуацию несколько раз.Игра помогает проанализировать ситуацию и действовать логично, не поддаваясь эмоциональному порыву.
3. «Пока музыка играет»
Включите веселую песенку и позвольте детям делать все, что их душе угодно: бегать, прыгать, танцевать, но как только музыка заканчивается, они должны сесть на стульчики и положить руки на колени.4. «Многоэтапная поделка»
Попробуйте сделать совместную творческую работу в несколько этапов. Сначала спланируйте ее вместе (обсудите подробно, что вы хотите сделать) – это отлично развивает память и внимание. Выберите интересную тематику поделки. Важно в течение нескольких дней поддерживать интерес малыша, чтобы он не потерял цель. «Сегодня мы раскрасили робота, а завтра мы украсим его костюм. Давай вместе выберем пуговки».Ребенок должен четко понимать, что и для чего он делает!
Как же научить ребенка самоконтролю?
- Не принуждайте кроху что-либо делать, а помогайте осознать свои желания.
- Давайте ребенку право выбора, чтобы чувствовал значимость своих решений.
- Разговаривайте, обсуждайте прошедшие события, планируйте предстоящие, напоминайте об обязанностях и устанавливайте четкие границы и правила.
Сначала малыш подчиняется исключительно эмоциям, но постепенно он начинает контролировать свое поведение.