Календарь развития ребенка по месяцам поможет узнать, как должен развиваться малыш. Существуют нормы физического, эмоционально-психического развития. Такая информация помогает сориентировать молодых родителей, дает ответы на многие вопросы.
Развитие ребенка по месяцам
К 6 месяцам вес становится в 2 раза больше исходного, а к году – в три.
Рост. В первые полгода кроха активно растет (до 3 см в месяц), к году процесс немного замедляется (1-2 см. в месяц). За первый год кроха вырастает на 25 -27 см.
Прибавка роста по месяцам:
1–3 месяцы: по 3–3,5 см ежемесячно (всего 9–10,5 см)
3–6 месяцы: по 2,5 см ежемесячно (всего около 7,5 см)
6–9 месяцы: по 1,5–2 см ежемесячно (всего 4,5–6 см)
9–12 месяцы: по 1 см ежемесячно (всего 3 см)
Средние показатели роста и веса в 1 год:
Рост 75 см
Вес 10,5 кг
Окружность груди 48 см
Окружность головы 46–47 см
Прорезывание зубов
Первый зубик прорезывается примерно в 6 месяцев. К году у ребенка может быть 8 зубов.
Психомоторное развитие, двигательные функции.
Сначала у малыша преобладают рефлексы: хватательный, сосательный.
Постепенно ребенок учится держать голову, переворачиваться, удерживать предметы, сидеть, ползать, ходить у опоры, ходить самостоятельно.
Эмоциональное-психическое развитие ребенка
Эмоциональное развитие начинается с первой улыбки в полтора-два месяца. Затем наступает комплекс оживления (кроха активно двигается, задерживает взгляд на взрослом, улыбается, проявляет эмоции).
Как развивается речь?
Сначала малыш кряхтит и сопит, затем гулит, лепечет (произносит слоги).
После полугода кроха уже реагирует на слова взрослого, на жесты, на интонации. Многие детки к году произносят свои первые слова.
Календарь-таблица развития ребенка от рождения до года
Особенности развития малыша в первый год жизни Вы можете проследить по этой таблице.
Возраст |
Речевое развитие |
Физическое развитие |
Эмоционально-психическое развитие |
1 месяц |
Кряхтит, сопит. |
С момента рождения у ребенка проявляются разнообразные рефлексы (сосательный, рефлекс Моро, рефлекс опоры и ходьбы, (до 1,5 месяцев), плавания, поисковый, хоботковый, хватательный и другие). Большая часть сходит на нет к 3-4 месяцам. Кроха двигает ручками-ножками. В них пока еще присутствует тонус. |
Кратковременно фокусирует взгляд, обращает внимание на яркие и крупные предметы, замирает или вздрагивает от громких звуков, иногда улыбается непроизвольно. На раздражители реагирует плачем. |
2 месяца |
Кратковременно гулит (преобладают гласные звуки) |
Улучшается координация движений. В положении на животе удерживает голову до 5 секунд. Хватает взрослого за палец. Пытается переворачиваться с боку на спину. Тонус рук уменьшается. |
Удерживает взгляд не только на неподвижном, но и на движущемся предмете. Дольше бодрствует. Реагирует на взрослого, улыбается. |
3 месяца |
Длительно гулит, использует при этом как гласные, так и согласные звуки. |
Хорошо держит голову в вертикальном положении. Может перевернуться со спины на бочок. Приподнимается на предплечьях в положении на животе. Изучает свое тело, трогает ручки, ножки, Пытается хватать игрушки. Начинают утрачиваться врожденные рефлексы.
|
Реагирует на звуки, поворачивает голову к источнику шума. С интересом рассматривает предметы. Проявляет различные эмоции. Дольше бодрствует днём. «Комплекс оживления» находится на пике. Сосет кулак.
|
4 месяца |
Длительно гулит, начинает лепетать |
Уверенно держит голову, смотрит по сторонам. Хорошо переворачивается. Опирается на ладошки, приподнимается. Приподнимает голову и плечи лежа на спине. Ощупывает игрушки, хватает, тянет, бросает, тянет в рот.
|
Узнает близких. Бурно реагирует на взрослых, следит за их мимикой, смеется. Вычленяет определенные игрушки.
|
5 месяцев |
Длительно и с разными интонациями произносит звуки. Активно лепечет. |
Физическая активность возрастает. Переворачивается со спины на живот и обратно. Пытается ползать по-пластунски. Уверенно держит в ручках игрушку (до 20 секунд), тянет в рот.
|
Реагирует не только на лица, но и на голоса. Радуется потешкам. Заливисто смеется. |
6 месяцев |
Лепечет, произносит простые слоги типа «ма», «па». |
Пытается сесть, ползает по-пластунски, перемещается на кровати взад-вперед. Перекладывает игрушки из одной руки в другую, исследует их, поднимает, если уронил. В этом возрасте, как правило, прорезывается первый зуб. Начинается прикорм. Малыш учится есть с ложки.
|
Проявляет разнообразные эмоции: радость, недовольство и др. Настороженно относится к посторонним. Позитивно реагирует на эмоциональную речь, игры типа «ку-ку».
|
7 месяцев |
Лепет усложняется, появляются новые слоги: «та», «на», «да»… Пассивный словарный запас активно пополняется.
|
Сидит, учится удерживать равновесие, ползает по-пластунски, становится на колени, раскачивается. Некоторые детки уже хорошо ползают. Если взять за руки и подтянуть, то малыш будет опираться на ножки и «топтаться». Проводит с игрушками разнообразные манипуляции, любит стучать ими, бросать, перекладывать. Прорезываются резцы.
|
Радуется играм, реагирует на свое отражение в зеркале.
|
8 месяцев |
Многократно повторяет слоги: ба-ба-ба-ба-ба, ма-ма-ма-ма-ма, па-па-па-па-па.
|
Уверенно сидит и ползает. Пытается вставать у опоры, раскачивается, пружинит ножками. Ловко орудует предметами, нажимает на кнопочки, катает мячик, открывает крышки, вкладывает предметы. Удерживает в руке хлеб, печенье, учится откусывать и жевать. |
Расширяется спектр эмоций. Избирательно относится к людям. Реагирует на шум и неожиданные звуки. |
9 месяцев |
Активный лепет, арсенал слогов расширяется. |
Ловко ползает, встает с опорой, садится. Некоторые малыши пытаются стоять без поддержки. Прорезываются вторые резцы. |
Позитивно реагирует на музыку, пытается делать «ладушки», пританцовывает.
|
10 месяцев |
Одни детки продолжают активно лепетать, другие уже обозначают простые слова слогами.
|
Уверенно передвигается, садится и встает, ходит вдоль опоры, с поддержкой мамы. Некоторые малыши делают первые шаги. Улучшается моторика. Начинает захватывать предметы пальцами, перелистывает картонные страницы. Открывает дверцы шкафов, достает предметы, перекладывает их, нанизывает в произвольном порядке колечки на пирамидку, пытается ставить кубик на кубик, катает машинки. Уверенно орудует ложкой. |
Все лучше понимает речь, подражает движениям взрослого, его мимике.
|
11 месяцев |
Произносят простейшие звукоподражания типа «ав-ав», «би-би». |
Активно и уверенно двигается, ходит за ручку, нагибается, приседает у опоры. Продолжает играть с сортерами, кубиками, пирамидками. Интересуется музыкальными игрушками, игрушками с кнопками. Рассматривает карточки, иллюстрации в книгах, показывает простые предметы, выполняет элементарные действия. Некоторые малыши показывают пальцем на предметы. |
Реагирует на похвалу или строгий тон. Демонстрирует свои желания кивком головы или мотанием.
|
12 месяцев |
Произносит простые слова типа «мама», «папа», «да», «нет», «дай», «на» + звукоподражания.
|
Малыш делает первые самостоятельные шаги, поднимается самостоятельно из положения на корточках. Уверенно жует твердую пищу, отдает предпочтение определенной еде. |
Выполняет простейшие поручение (может выбросить бумажку в мусорку, сложить игрушки). Реагирует на свое имя. Играет со взрослыми в элементарные сюжетно-ролевые игры. Может покачать лялю, умыть, покормить, пожалеть, погрозить пальчиком.
|
Надеемся, наш календарь развития ребенка будет вам полезен.
А есть ли нормы развития ребенка?
Речь
Речь у всех развивается по-разному. Некоторые детски уде в год произносят 10-15 слов. При этом отсутствие речи в год – абсолютная норма. До двух лет не стоит беспокоиться. Главное, чтобы ребенок понимал речь, реагировал на нее, использовал жесты.
Физическое развитие
Физическое развитие также индивидуально. Ребенок может сесть в промежутке 6-9 месяцев (в среднем - в 7), поползти в 5-8.
Есть малыши, которые пропускают этап ползания и начинают ходить в 8-9 месяцев. Поскольку опорно-двигательный аппарат еще недостаточно окреп, этап ползания пропускать нежелательно. Иногда родители сами мотивируют ребенка именно ходить, водят его, держа за ручки, приобретают ходунки, прыгунки.
Как замотивировать малыша поползти?
-
Ползайте вместе с ним.
-
Кладите игрушки на небольшом расстоянии, чтобы он смог до нее дотянуться, продвинувшись вперед.
-
Делайте оздоровительный массаж, укрепляющий мышцы, включайте упражнения по имитации ползания, сгибайте-разгибайте колени, разводите их в стороны, подставляйте ладони в качестве опоры, чтобы малыш отталкивался. Также можно практиковать использование валика (кладите под живот и перекатывайте кроху, приподняв ноги), хождение на ручках (приподнимите ножки, чтобы малыш начал «переступать» ручками).
-
Делайте такие упражнения по 15 минут пару раз в день, и малыш обязательно научится ползать.
Ходить дети также начинают в разное время:
Активные и подвижные дети начинают ходить в 8–11 месяцев.
Большая часть детей делает первые шаги примерно в год.
Осторожные и опасливые детки, либо детки с мышечным тонусом начинают ходить в 14-18 месяцев.
Вот такие все малыши разные и уникальные! Календарь развития ребенка по месяцам важен, но нормы условны. Если у вас есть сомнения и вопросы, обязательно обращайтесь к специалистам! Здоровья Вашим деткам и полноценного развития!