Нужно ли взрослому играть с малышом в сюжетно-ролевые игры?
Кто-то скажет, что делать это необязательно, ведь дети вполне неплохо играют и сами. Наш ответ однозначен: играть важно и нужно. Знания крохи о мире еще слишком скудны, жизненный опыт мал, а игры примитивны. Родители же могут проигрывать совершенно по-разному одни и те же сюжеты, показывать множество вариантов развития событий, вводить новые понятия. Тем и хороша ролевая игра, что в интересной для малыша форме можно преподнести ему любую информацию. Он учится действовать в соответствии с инструкцией взрослого, подстраиваться под сюжет и следовать ему. Постепенно кроха начинает самостоятельно развивать сюжетные линии. Таким образом, в игре достигаются самые разнообразные педагогические цели.Что развивает сюжетно-ролевая игра?
- внимание (ребенок увлекается сюжетом и следит за ходом событий);
- память (малыш запоминает определенные ситуации, начинает их проигрывать, возвращается к ним вновь и вновь);
- усидчивость (кроха учится в соответствии с ролью доводить начатое до конца, выполняя определенные действия);
- речь и мышление (примеряя на себя различные роли, ребенок учится рассуждать, строить диалоги);
- креативность и творческое начало (ролевая игра не ограничивает малыша в его фантазиях и позволяет каждый раз придумывать что-то новое и интересное, дополнять и усложнять сюжет);
- коммуникативность (взаимодействуя с другими людьми, изображая различных героев, кроха учится искусству общения);
- эмоциональную сферу (малыш в игре проявляет самые разнообразные эмоции, учится состраданию, взаимовыручке, помощи);
- социальные навыки (проигрывая типовые ситуации, подражая взрослым, кроха узнает законы и правила этого мира).
Какие игрушки нужны для сюжетно-ролевых игр?
Желательно, чтобы у ребенка были такие игрушки, как машинки, пупсы, животные, посудка, мебель, пластиковые фрукты и овощи, игрушечные инструменты. Можно купить готовые наборы «доктор», «магазин» и т.д.
Самым маленьким деткам лучше показывать реальные предметы, но, когда они уже знают, как выглядит тот или иной предмет, можно начинать использовать «предметы-заместители». Кубик может стать утюгом или стулом для куклы, красный мячик — яблоком, крышка — тарелкой, баранка — рулем, стулья, выставленные в ряд — паровозом и т.д.
Учитывайте, что малыши иначе смотрят на окружающие вещи, у них более развита фантазия. Не спешите скупить в магазине как можно больше игрушек, а научите наделять предметы различными свойствами и использовать их в играх. Это поможет раскрыть в ребенке творческое начало. Также можно использовать в играх карточки с изображениями овощей, фруктов и предметов обихода.
Сюжетно-ролевые игры для самых маленьких
Приведем еще несколько примеров элементарных игр для деток:
- Зайка скачет по дорожке, спотыкается и падает. Жалеем зайку.
- Кукле нужно попасть домой. Подвозим ее на машинке.
- Кукла испачкалась. Моем ее и рассказываем, какая она стала чистая и красивая (используйте для игры тазик, мочалку, полотенце)
- Киска убегает от собачки, шипит, запрыгивает на высоту. Собачка гавкает.
- Матрешки пьют чай (большая матрешка — мама, маленькая — дочка), угощаем их печеньем.
- Машинка не едет, потому что у нее сломалось колесо. Помогаем его починить.
- Строим дом из кубиков для игрушки.
- Игрушка спряталась. Ищем ее.
- Кукла просит попрыгать вместе с ней/поиграть в догонялки/спеть песенку.
- Идем к мишке в гости, угощаем его ягодками. Мишка радуется, обнимает ребенка.
Сюжетное-ролевая игра не должна длиться долго: 3-5 минут будет вполне достаточно. Это не так много. Сделайте вклад в развитие малыша, посвятите ему несколько минут, и он будет Вам благодарен, ведь контакт с мамой — самое важное и ценное для маленького человека.