Наверняка вы слышали о пользе развивающей среды от врача в детской поликлинике или педагога в центре раннего развития. Давайте попробуем детально разобраться, что же это такое и как реализовать ее в домашних условиях.
Что такое развивающая среда?
С самых первых дней своей жизни малыш попадает в пространство, наполненное людьми и предметами. Папа, мама, старшая сестренка, его кроватка, прогулочная коляска и любимая погремушка - это та среда, которая влияет на развитие ребенка. Чем она интереснее - тем больше стимулов получает нервная система и органы чувств крошки, тем быстрее он развивается. Но часто бывает так, что у ребенка есть и чудесно обставленная комната, и дорогие игрушки, и прекрасно иллюстрированные книги, но все это как будто не интересует малыша.
Очень часто мы взрослые осознанно и неосознанно ограничиваем активность ребенка - Не лезь в новых ботинках в эту грязную лужу! Не трогай песок руками - испачкаешься! Не бери эту игрушку на улицу - сломаешь! Конечно, нельзя потакать капризам своего чада во всем, но запреты должны касаться того, что может нанести реальный вред самому малышу или другим людям, а не ограничивать его познавательную и творческую активность.
- Насыщенное предметное окружение
- Близкие люди, которые всегда находят время для общения, веселых игр и занятий с малюткой
- Возможность самому исследовать, менять и преобразовывать вещи, что-то предлагать и быть услышанным
- Ощущение внутренней свободы и собственной значимости
Как создать благоприятную развивающую среду для ребенка?
- Предлагайте крохе правильные игрушки. Они должны побуждать малыша к целенаправленной деятельности. До года это могут быть шуршащие браслеты, одеяло из лоскутов и развивающий коврик, пальчиковый театр. Для двух лет - набор доктора или механика, кукольная посуда, пазлы, шнуровки и детские музыкальные инструменты. Для трех лет - сложные сюжетные игрушки, гоночные треки, полицейский участок, домик для куклы, конструктор.
- Поделите детскую на зоны активности ребенка: спортивный уголок, зону творчества настольных игр и мелкой моторики, развития речи и математических способностей, зону развития представлений об окружающем мире. Расположите игрушки, книги, цветные карандаши и обучающие пособия так, чтобы ребенок мог достать их в любой момент без вашей помощи. Подпишите коробки для хранения или наклейте на них картинки - кроха легко найдет нужную вещь и со временем научится поддерживать порядок в комнате.
- Позволяйте поиграть «взрослыми» вещами. Выделите ребенку лишнюю кастрюлю, леечку для полива цветов или старую сумку - в общем, ценные, но безопасные предметы. Дети очень остро чувствуют разницу между настоящим и игрушечным и испытывают восторг, когда им удается хоть немного быть похожими на родителей.
- Учите малыша наблюдать за происходящим вокруг: за тем, как распускаются листочки на деревьях, как меняется цвет и форма облаков и за кошкой во дворе. Проводите несложные «эксперименты», чтобы ребенок получал новые знания на практике. Покажите ему, что на холоде вода превращается в лед, а в тепле - испаряется, металлический предмет тонет, а деревянная щепка - нет, из мокрого песка можно лепить, а сухой – просеивать через сито.
- Поощряйте проявления активности и самостоятельности малыша, благодарите его за помощь. Если ребенок разлил воду или что-то просыпал на пол - не ругайте его. Просто научите устранять последствия маленьких неприятностей.
Прежде чем, что-то объяснить, предложите крохе самому угадать причину того или иного явления, а потом вместе сделайте выводы. Прислушивайтесь к мнению карапуза в ситуациях, где это возможно – это лучший стимул для развития малыша.