Аморфные слова (от греческого amorphous – бесформенный) – это слова, не обладающие морфологическими характеристиками, слова-звукоподражания. Такие слова содержат только часть слова – не зря их называют бесформенными и контурными. Речевое подражание – этап развития, через который проходит любой ребенок. Занятия по развитию речи помогают ускорить процесс становления речи.
Занятия по развитию речи
В период 1-1,5 лет речь ребенка изобилует аморфными словами типа «би-би» «топ-топ», «ав-ав». Чуть позже в речи крохи появляются и аморфные предложения типа: «Вава у ляли бо-бо», «Ав-ав топ-топ ням-ням» и пр.
Артикуляционный аппарат крохи в это время активно тренируется.
Недоразвитие речи – это частая проблема, которая зачастую решается при помощи каждодневных простых логопедических упражнений.
Тренируем гласные звуки
Звуки я сказать хочу,
Я по мячику стучу:
А-а-а-а-а-а!
О-о-о-о-о-о!
У-у-у-у-у–у!
Ы–ы-ы-ы-ы-ы!
Тренируем согласные звуки
Накачиваем колесо насосом: Ш-Ш-Ш-Ш;
Поливаем водой огород: С-С-С-С;
Стрекочем, как кузнечики: Ч-Ч-Ч-Ч;
Жужжим, как мухи: Ж-Ж-Ж-Ж.
Тренируем аморфные слова
1. Повторяем аморфное слово ЛЯ-ЛЯХод игры: «К нам в гости пришла кукла Маша. Кукла Маша любит петь. Спой нам, Маша! (Маша поет: «Ля-ля-ля»). Как красиво Маша поет! Маша хочет, чтобы мишка ей подпел (мишка подпевает: «Ля-ля-ля»). Ой, как здорово! Белочка тоже хочет спеть с Машей и мишкой. Пой, белочка! («Ля-ля-ля»). Обращаемся к крохе: «А давай петь вместе с друзьями «Ля-ля-ля». Какая чудесная песенка!»
Повторяем аморфные слова ТА-ТА-ТА, БОМ-БОМ-БОМ, БАМ-БАМ-БАМ
Музыкально-ритмические занятия как нельзя лучше помогают в развитии речи малыша. Предложите крохе постучать по барабану, проговаривая при этом «та-та-та», «бом-бом-бом», «бам-бам-бам» (выберите тот вариант, который по душе юному барабанщику). Если у вас нет барабана, то просто можно отстукивать ритм ладошкой крохи по столу.
ТА-ТА-ТА! Наша песенка проста!
БАМ-БАМ-БАМ! Будем бить мы в барабан!
БОМ-БОМ-БОМ! Заплясали все кругом!
Можно использовать разные комбинации: «бам-бом», «бум-бум-бам» и пр. Малыша, это, наверняка, развеселит.
3. Повторяем звук Ж; аморфное слово БИ-БИ
Зашуршали ее шины: ш-ш-ш-ш,
Мы сигналим: би-би-би -
На дорогу не беги!
4. Повторяем аморфные слова ЧУ-ЧУ и ТУ-ТУ
И колесами стучит!
Быстро едет: «Чух-чух-чух» –
Аж захватывает дух!
Он приехал на вокзал:
«Ту-ту-ту» он всем сказал.
Закрепляем аморфные слова: «Как едет паровоз? Чух-чух-чух!
(круговыми движениями согнутых в локтях рук изображаем движение поезда) А как гудит? Ту-тууууу!»
Серый волк стучится злой!
Волк-волчище, Ай-ай-ай!
Поросят не обижай!
Повторяй за мной, дружок
Прыг-скок, прыг-скок –
Уже близко потолок!
7. Подражаем животным (ав-ав, ко-ко, чик-чирик, кар-кар, мяу-мяу и пр.)
«И-го-го! И-го-го! Это кто к нам пришел? Это лошадки! Привет, лошадка! Как говорит лошадка?
Пи-пи-пи! А это кто пищит? Да это же мышка! Как пищит мышка?
Иа-Иа! Кто это так громко кричит? Это ослик! Как говорит ослик?»
Как вариант, можно спрятать игрушки в коробку и поочередно их оттуда доставать, каждый раз стуча по коробке и приговаривая: «Тук-тук-тук! Кто в коробочке сидит?»
8. Повторяем слова ДАЙ и НА
Ход игры: в гости к малышу приходит игрушка с мешочком, в котором лежат различные предметы.
«Что же у зайки в мешочке? Зайка, дай!» (кроха протягивает руку и берет предмет).
«Давай теперь и мы с зайкой чем-нибудь поделимся! Дай зайке морковку. «На, зайка!»
9. Повторяем аморфное слово ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ
В доме куколка живет!
Кукла песенку поет:
«Ля-ля-ля-ля-ля-ля».
Будем с куклой весело
Петь мы эту песенку:
«Ля-ля-ля-ля-ля-ля».