Методики развития детей очень востребованы в наши дни и являются подспорьем для педагогов и увлеченных родителей. Многие педагоги считают, что именно в раннем возрасте успешнее всего формируются интеллектуальные способности, ведь мозг способен воспринимать огромное количество информации. Ибука Масару – японский новатор в сфере раннего развития – утверждал, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Одни родители отдают предпочтение занятиям в развивающих центрах, другие своими силами интенсивно развивают чадо.
Обзор методик развития детей
Существует много методик раннего развития. В чем-то они схожи, а в чем-то противоречат друг другу, но объединяет их одно – стремление развивать ребенка гармонично и полноценно.
Польза раннего развития
В чем же польза раннего развития?
- занятия стимулируют интерес ребенка к окружающему миру, развивают логику, мышление, внимание, память и др., формируют полезные навыки;
- получая новые знания, мозг активно развивается;
- регулярно взаимодействие со взрослым полезно не только для умственного, но и для психического развития крохи;
- занятия развивают усидчивость и внимательность;
- разнообразная деятельность помогает выявить и раскрыть таланты ребенка.
Давайте рассмотрим самые популярные методики и их особенности.
Методика М. Монтессори
Суть:
Данная методика была разработана врачом и педагогом Марией Монтессори. Она получила признание во многих странах. Методика предполагает занятия с детками от 0 до 3 лет и от 3 до 6.
Основные принципы:
-создание развивающей среды и условий, которые способствуют общему развитию и познанию окружающий мир.
-саморазвитие ребенка, самообучение и самовоспитание.
-следование детьми четким правилам.
-второстепенная роль педагога/родителя (он лишь наблюдает за ребенком и при необходимости направляет, помогает, объясняет, показывает, поддерживает интерес. При этом он не поощряет и не наказывает малыша, а держится нейтрально).
-ребенок сам выбирает для себя, чем он будет заниматься (свобода выбора).
-малыш развивается самостоятельно в комфортном для него темпе.
Плюсы:
-развитие самостоятельности, дисциплинированности;
-развитие мелкой моторики;
-развитие логического мышления.
Минусы:
-отсутствие творчества;
-отсутствие сюжетно-ролевых игр.
Методика Глена Домана
Суть:
Глен Доман – американский врача-нейрофизиолог. Он занимался восстановлением детей с травмами мозга. Доман в работе использовал упражнения, стимулирующие клетки мозга. Детям поочередно показывались тематические карточки в течение буквально 10 секунд (1-2 секунды на каждую карточку). Результаты были поразительными! В дальнейшем методика начала активно применяться и в работе со здоровыми детьми от 0 до 6 лет. По мнению Домана, в первые годы жизни мозг ребенка способен воспринимать огромное количество информации. Разнообразные карточки (животные, птицы, насекомые, одежда, предметы обихода и пр.) помогают систематизировать знания в голове малыша. При помощи карточек также можно обучать счету (кружочки на карточках) и чтению (слова на карточках, которые нужно запоминать целиком).
Основные принципы:
- карточки необходимо показывать в быстром темпе несколько раз в день, называя то, что на них изображено.
-нельзя давать ребенку карточки в руки.
-карточки постепенно должны добавляться и обновляться.
Плюсы:
-карточки по разным темам увеличивают кругозор малыша, словарный запас развивают память.
Минусы:
-при просмотре карточек задействованы зрение и слух, но игнорируется тактильное восприятие, без которого невозможно полноценное развитие;
-большой поток информации, который перегружает психику ребенка;
-пассивная подача материала не затрагивает эмоциональную сферу развития, творческое начало.
Методика Н. Зайцева.
Суть:
Методика Н. Зайцева – известного педагога – позволяет детям довольно быстро обучиться чтению по складам. Склад отличается от слога тем, что не содержит более двух букв.
Автор создал кубики, которые различаются по размеру, цвету и звучанию. Таким образом он разграничил гласные/согласные, звонкие/глухие, твердые/мягкие звуки.
Каждая из граней кубика содержит один из складов, которые малыш легко запоминает в игре. Затем он учится складывать из них слова.
Основные принципы методики:
-игровая форма занятий.
-обучение чтению по складам.
-письмо лежит в основе чтения (ребенок составляет слова при помощи кубиков);
-вовлечение всех органов чувств (кубики различаются по весу, цвету, звучанию, размеру).
-системный подход (от общего к частному и наоборот)
Плюсы:
-дети могу научиться рано читать.
Минусы:
-методика не признана Министерством образования;
-у ребенка могут возникнуть трудности с понятиями «буква» и «звук»;
-методика направлена на механическое запоминание.
Методика Никитиных
Суть:
Никитины Борис и Елена – это не только опытные педагоги, но и увлеченные многодетные родители, разработавшие свою методику. Она представляет комплекс спортивных и развивающих задач, которые постепенно усложняются.
Основные принципы:
-в основе методики лежит спорт (зарядка и закаливание – обязательные составляющие). Важно оборудовать место, где ребенок сможет заниматься.
-свобода и естественность (ребенка нельзя ни к чему принуждать; занятия проводятся только по желанию; занятия проводятся столько, сколько этого хотят ученики; родители выступают в качестве старших товарищей, соратников, проявляют активный интерес и вовлеченность).
-физическое воспитание сочетается с другими видами деятельности.
-интеллектуальному развитию отводится особое место. Для занятий были разработали специальные игры («уникуб», «квадрат Никитина»).
Плюсы:
-одновременное физическое и умственное развитие;
-простота методики.
Минусы:
-отсутствует индивидуальный подход;
-не уделяется внимание творчеству.
Вальдорфская методика
Её основатель – педагог Рудольф Штайнер.
Основные принципы:
-во главе методики не развитие интеллектуальных способностей, а познание окружающего мира, эстетические и практические навыки.
-акцент на духовном и творческом развитии ребенка.
-уважение личности ребенка.
-отсутствие принуждения со стороны педагога (ребенок делает все только по собственному желанию), отсутствие оценок.
-работа в мини-группах.
Плюсы:
-развитие творческого мышления;
-разнообразие игрушек из натуральных материалов.
Минусы:
-позднее обучение письму и чтению;
-оторванность от реальности (методика далека от традиционной системы образования).
Методика Сесиль Лупан
Методика подходит детям от 0 до 5 лет. Разработана она увлеченной мамой.
Основные принципы:
-тесное познавательное общение родителей и детей, но не гиперопека, сводящаяся к бытовым заботам.
-ненавязчивое обучение, которое способно породить интерес к окружающему миру.
-всестороннее развитие личности.
-комфорт ребенка превыше всего. Взрослый – прежде всего друг!
Плюсы:
-гармоничное физическое, интеллектуальное и умственное развитие ребенка;
-развитие коммуникабельности, адекватного восприятия мира.
Недостатки:
- максимальная вовлеченность и лояльность родителей (не всегда у родителей есть время, возможность и достаточно терпения, чтобы заниматься по данной методике).
Более подробно с методикой Вы можете ознакомиться в нашей статье: Методика раннего развития Сесиль Лупан
Методика Железновых
Суть:
Методика разработана педагогами-музыкантами Сергеем и Екатериной Железновыми (отцом и дочерью). Упор делается на музыкальное развитие ребенка. Методика подходит деткам от 6 месяцев до 7 лет. В основе занятий – коротенькие песни-инсценировки, включающие в себя пальчиковые игры, массажные паузы, сказки-шумелки, логоритмические упражнения, пропевания песенок и т.п.
Основные принципы:
-игровая форма обучения.
-двигательная активность.
-максимальная вовлеченность родителей и позитивный настрой ребенка.
Плюсы:
-развитие музыкальных способностей, чувства ритма, темпа;
-развитие речи;
-развитие общей моторики, координации движений, физических навыков;
-сближение взрослого и ребенка.
Минусы:
-однотипность упражнений;
-необходимость следовать четкому плану действий.
Методика Ольга Николаевны Тепляковой
Суть:
Ольга Николаевна Теплякова – дипломированный психолог, многодетная мама и опытная бабушка – разработала уникальную методику, предназначенную для деток от 3 месяцев до 4 лет. Методика помогает гармонично и полноценно развивать малыша, раскрывая его творческий потенциал.
Основные принципы:
-короткое занятие (одна игра длится 2-5 минут).
-в основе методики – не обучение, а игра, которая должна приносить удовольствие малышу.
-движение снимает напряжение, помогает установить контакт между взрослым и ребенком, поэтому начинать нужно с подвижных игр.
-серия игр объединена одним сюжетом, при этом используются различные виды деятельности.
-мамы должны быть максимально вовлечены.
-наличие других взрослых и детей приветствуется.
-активное использование игрушек.
-создание условий, которые побудят ребенка читать и писать (игры с карточками-словами).
-работы обязательно подписываются и размещаются на выставке.
-похвала ребенка и позитивный настрой родителей.
Плюсы:
-легкость и простота;
-минимальные затраты;
-гармоничное развитие.
Минусы:
-некоторые аспекты методики являются спорными: например, активное использование фломастеров на занятиях (в садах отдают предпочтение карандашам), или отсутствие пальчикового рисования.
Как видите, методик развития детей много, и в каждой есть свои плюсы и минусы. Пробуйте разные методики, экспериментируйте, и Вы обязательно найдете то, что понравится крохе. Не стремитесь воспитать вундеркинда, не перегружайте ребенка бесконечными занятиями, а просто играйте в удовольствие и с радостью!