Хотите окунуться в мир волшебства и превращений? Предлагаем Вашему вниманию цветные опыты для малышей! Существуют такие вещества, которые меняют цвет в кислоте и в щелочи. Называются они индикаторы. Для ребенка это слово новое и сложное. Его суть он поймет несколькими годами позже, а пока ему достаточно просто увидеть первые химические опыты с изменением цвета и восхититься этим маленьким чудом! Кроха может наблюдать за Вашими действиями, а может помогать (капать, перемешивать, наливать, переливать, насыпать ложкой и пр.), и тогда радости будет еще больше.
Цветные опыты для малышей
Меняем цвет чая
Материалы и оборудование:
черный чай, кипяченая вода, лимонная кислота, питьевая сода (в качестве щелочи), прозрачные пластиковые стаканчики объемом 50 мл (5 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые).
Проведение опыта:1. Наполните 3 стаканчика на 1/2 крепким чаем.
2. Возьмите еще два стаканчика, наполните их до половины кипяченой водой. В одном стаканчике растворите 1/3 чайной ложки лимонной кислоты, а в другом – столько же соды (лучше растворить ее в горячей воде), долейте воды до полного стакана.
3. Выставьте стаканчики с чаем в ряд перед ребенком, попросите его в первый стаканчик перелить кислоту, а в третий – раствор соды. Что при этом произошло и как изменился цвет? Чай с кислотой посветлел, а чай с содой потемнел.
-
при растворении лимонной кислоты в воде стаканчик станет чуть холоднее, чем был;
-
при растворении соды в горячей воде выделится углекислый газ.
Похожие опыты для малышей с изменением цвета можно провести с вином, виноградным и ежевичным соком, соком свеклы и цветной капусты.
Маленькому помощнику придется выполнить немало действий: налить воду, заварить чай, набрать ложкой лимонную кислоту, размешать ее. Это все прекрасно тренирует моторику. Между делом можно еще посчитать стаканчики, повторить понятия светлый-темный.
Делаем цветную пену
Материалы и оборудование:
раствор бриллиантового зеленого “зеленка”, кипяченая вода, лимонная кислота (водный раствор - 2 ч.л. на стаканчик 50 мл), пищевая сода (сухая), прозрачные пластиковые стаканы объемом 50 и 500 мл (2 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые), ватная палочка.
Проведение опыта:
1. Возьмите большой стакан, налейте в него 1 маленький стаканчик (50 мл) воды, окуните ватную палочку в “зеленку”, а затем подкрасьте ею воду в стакане.
2. Медленно прилейте раствор кислоты к раствору зеленки в большом стакане. Цвет на глазах начнет меняться (от изумрудно-зеленого до салатового, желтоватого). Зеленка – тоже индикатор! Волшебное зрелище, не правда ли?
3. Всыпьте в получившийся раствор две чайные ложки соды. Начнется бурная реакция: салатовый раствор вновь начнет превращаться в бирюзовый, а над раствором образуется голубая пена!
Пояснение для родителей: в процессе опыта в стакане появились пузырьки углекислого газа, образовалась пена, а индикатор снова поменял свой цвет, так как щелочи стало больше, чем кислоты из-за добавленной соды.
Такая зрелищная цветная химическая реакция понравится малышу!
Находим в продуктах крахмал
Что такое крахмал и где он содержится? Крахмал – это такое вещество, в котором растения делают запасы на случай засухи или для зимовки. Например, люди обнаружили, что клубни картофеля очень питательны (ими легко можно наесться), не менее питательны и пшеница, кукуруза, тыква, рис. Во всех этих продуктах содержится много крахмала. Попробуйте вместе с крохой «увидеть» крахмал в продуктах.
Материалы и оборудование:
раствор йода, кипяченая вода холодная и горячая, крахмал, прозрачные пластиковые стаканы объемом 50 мл (3 шт.), чайные ложки (лучше пластиковые), ватная палочка, кусочки фруктов и овощей (картофель, морковь, яблоко и др.), мякиш белого хлеба.
Проведение опыта:
1. Примерно наполовину наполните стакан водой и капните туда пару капель йода. Обратите внимание малыша на цвет раствора йода (желто-бурый/коричневатый), дайте понюхать.
2. В два других стакана поместите немного (не больше ¼ чайной ложки) крахмала, прилейте 2-3 чайные ложки холодной воды и перемешайте, а затем наполовину заполните стаканы кипятком и перемешайте. Дайте полученным растворам остыть.
3. Прилейте 5-10 капель получившегося раствора йода к 1 из стаканов с раствором крахмала и наблюдайте за изменением цвета. Он станет серо-сиреневым.
4. Во второй стакан с раствором крахмала добавьте половину раствора йода. Жидкость станет сине-черного цвета.Объясните юному исследователю, что крахмал и йод реагируют друг с другом. Получается, что йод – индикатор содержания крахмала и наоборот!
5. Давайте теперь проверим, в каких продуктах есть крахмал (пусть это делает ребенок), будем окунать в раствор йода кусочки фруктов и овощей и внимательно их рассматривать. Если увидим черный, синий или голубой цвет, то в продукте есть крахмал!
Таков удивительный мир химии и цветных реакций. Впереди Вас ждут необычные эксперименты, открытия и новые опыты для малышей!